Межрегиональная общественная организация
"Общество фармакоэкономических исследований"

Choose language:     Russian   English 

Подпишитесь на новости:

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

МОООФИ является российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований (ISPOR)

Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России
Система оценки стандартизации медицинских технологий ФМБА России

clinicpharm

Магистратура «Управление
и экономика здравоохранения»

Российская медицинская ассоциация Пироговское движение врачей России

Кокрейновская библиотека
Кокрейновская библиотека

Мотопробег «За справедливое здравоохранение через США» 2013

17-18.08.2013
Последний день он трудный самый.
С утра начинаю размышлять - а была ли опасность, или так - паническая атака. Да нет, все реально. Ночь, горы, серпантины, обрывы, холод, отсутствие бензина. Мира предупреждала о холодных вечерах в Калифорнии. Но одно дело - прохлада, другое - перепады от 35 до 10 градусов, да еще с туманом степени мелкого дождя. В номере мотеля - отопитель, из водосточных труб свисают цепи - значит тут реально холодно, они замерзают. Люля говорит: на поворотах вниз не смотрела - там в нескольких сотнях метров внизу, плескались о скалы волны, освещаемые луной. Зрелище - не очень. Я тем более отводил взор: не дай бог его зафиксировать - притянет, затянет. Особенно хреново седоку. Он ведь лишен возможности что-либо сделать, он полностью во власти ведущего мотоцикл. А ведь Люля выдержала безропотно эту роль на протяжении без малого 6 тысяч миль (это под 9 тысяч километров) в течение 3 недель, в жару (пустыня – это вам не абы как) и в холод, под дождем и ночью, на скорости и при ползании черепашьим шагом, в пробках и в аварии. Было все. Нет, случилось реально очень опасно, а главное - абсолютно неожиданно. Никто и нигде не предупреждал нас о безжизненности здешних мест. Вообще из окна машины все выглядит сильно по другому: запас топлива - в 3 раза больший, холод и зной - нипочем. Да и вообще – всего 50-60 миль таких. На машине – час, ну полтора от силы. Что такое ветер и как на него ложиться - не ведомо, как и не понятно, как ветром бьет и мотает, орывает голову и срывает шлем. У меня визор на скорости не держался: ветром откидывало. …Сидим на берегу океана, над головой взлетают самолеты, абсолютно не видимые в тумане. Лишь чудовищного размера тени проходят по туманному занавесу. Солнца нет, но оно палит и через туман, хотя из-за ветра прохладно. Огромные альбатросы и большие стаи пеликанов. Они пикируют в море, за ними устремляются другие - и вот уже 2-3 десятка птиц тусят посреди моря. Пеликаны летают не толпой, а неровными косяками, линиями. Умные, грамотные птицы. Субботний день, но на пляже не много народа, а купаются единицы, да и то - дети. Не полезу: в водах пацифик оушена я уже плавал с другой его стороны. Через пару часов, когда мы уже обмякли, народа на пляже стало довольно, но купаются все равно преимущественно дети. Многие катаются на легких досках по волнам. Мимо пляжа, только что рукой не достать, проплыл дельфин… Выехав вчера обнаружили, что встали на краю цивилизации - дальше пошли мотели. Не 80 миль, а 40, и часть из них вполне по равнине оставалось нам проехать до счастья. Кто бы знал. Но до Лос Анджелеса еще 250 миль. Как же они тянуться! Через час выезжаем на 101 хай вей, миль 100 нам ехать вместе. Здесь все святое, все "сан": так повелось от испанцев и мексиканцев. Заезжаем в Санту Барбару - очень такой испанский городок. Вскоре отрезок легендарной 1 дороги миль в 5, уставленный по обочине кемперами. Они не просто большие: у некоторых выдвигается еще по метру в сторону и внутри образуется приличная комната метров 10-15 в квадрате. Люди так отдыхают. Опять 101 дорога, вновь с нее сходим на 1-ю и долго - миль 30 едем вдоль гор, мимо Малибу - не маленький город - до Санта Моники. Оттуда поднимаемся в город к развязкам хай веев. Дорога какая-то бесконечная, уже хочется, чтобы она закончилась, встать твердо ногами на почву. Последние десятки миль по сторонам почти не глядим. Нам - к международному аэропорту: тут сдавать мотик, отсюда и вылет. 405, 105 дорога и первый выход с нее. Встаем в 7 часов в первом же Инн, номер за 110 долларов с джакузи, но без завтрака. Не самый дорогой, лень что-то искать, хотя мотелей вокруг – море. На спидометре 5802 мили, еще 10 наезжаем позже по городу вокруг и на пляж. Быстро распаковываем вещи, благо вещей не много и они все в контейнерах-сумках. Все уже привычно - марш-бросок по ночному городу, ресторанчик, успеваем в аптеку за пивом - последние, за нами закрывают. Наваливается грусть. Даже Андрей написал-напомнил, что есть еще и 3-й период в путешествии: последний день, когда уже все кончилось, впереди нет ничего, но очень хочется повторить путь сначала. Почему так? Следующий день проводим на пляже, встречаемся с Юрой К. пригласившем меня через Фейсбук. Немного пообщались, благо в Москве времени не хватает. Сдали мотик: просто под'ехали, немного подождали факса из Нью Йорка, поставили подпись: свободны. Буднично, немного обидно. Хотя опять «парни», похлопывание по плечу и даже бесплатный кофе. С нами сдает еще толпа народа – видимо это время общей сдачи техники. Жаль расставаться с надежной машиной, пережившей с нами столько всего. Она интересна, эта машина. Вся из металла, никакого пластика, кроме боковых кофров. Да и те часто кожанные. Огромный никелированный фонарь впереди, две фары поменьше - по бокам. Светят они странно: либо 2 маленькие, вроде как ближним, при этом средняя еле горит, либо средняя бьет дальним куда-то к облакам, при этом боковые выключаются. Бог с ней, с регулировкой - мне кажется что-то с проводкой тут. Огромное лобовое стекло. Но никакого оперения, закрывающего ноги и руки. Некоторые мастырят на дугах какие-то сумки-защиты от ветра. У кого-то скатка на руле с курткой привешена. Еще многие на руль монтируют подстаканник, и тянут на ходу колу через трубочку. Панель приборов на бензобаке: спидометр с дополнительным электронным дисплеем, показывающим общий пробег, дистанцию поездки (2 штуки), на сколько осталось бензина (работает до нуля, включает сигнал на 40 милях), и время. Слева стрелочный датчик уровня топлива, справа, симметрично - крышка бензобака. Ниже на консоли, идущей по баку, полоской индикаторы зарядки, давления масла, поворотники (раздельно правый и левый), индикатор нейтрали. Нейтраль ставиться с трудом - все время проскакивает. Еще ниже - типа замка зажигания: есть крышечка, под которой запор поворота ключом, а сама ручка просто поворачивается. Тем же ключом фиксируется повернутый в сторону руль, но уже наверху передней вилки. Там же - явно остатки панели индикаторов, убранной на консоль бензобака. Поворотники на каждой ручке руля. На ходу они включаются нажатием клавиши и ею же выключаются. Но через 10-15 секунд поворотник выключается сам. Очень удобно, обычная тема: забыл выключить поворотник. На стоящем мотике моргает, пока не поедешь. Электроника! Гудок - что твой гром: басист и громок. От него сам подпрыгиваешь. Слева на ручке - включатель круиз-контроя, который работает только на прямой - 6 передаче. Регулятор скорости - на правой ручке. На правой ручке - зажигание с включением инжектора (судя по звуку нагнетания бензина) и кнопка стартера. Многовато, но я так понимаю, все управляется электроникой, мозгами. Подножки, в принципе, удобны, стопа стоит на них полностью. На правой она свободна, лишь где-то далеко задний тормоз, до которого еще надо дотянуться. Но им не пользуешься, лишь на крутых длинных спусках я им тормозил, если двигателем не удавалось держать скорость, чтобы не греть передние тормоза. Слева нога зажата в переключателе передач. Он работает как носком ноги, так и пяткой. По мне пяткой очень не удобно. Но главное - ногой не очень пошевелишь, только если ее свешивать. Кстати, слышал от инструктора, что на мотике надо ногами держаться за бак. Тут на Харлее не получается: ноги расставлены широко, перед баком загиб сидушки, так что его при всем желании ногами не сожмешь. На спортах ноги, при усталости, свешиваешь. Тут и так как в гинекологическом кресле сидишь, свешивать некуда. Да и земля близко. Не получается и встать, ноги впереди, как не натягивайся руками - только задницу чуть приподымешь, чтобы позу поменять. Справедливости ради – стоящих на подножках Харлея видел, но это надо сильно упражняться. Впереди, на дугах, две подножки, чтобы выставлять туда уставшие ножки. Поза - в раскоряку, очень неудобно. Я ими почти не пользовался, да и далеко они для моих коротких конечностей. Маневрируя между рядов в пробке, чуть не задел этой подставкой машину: она, получается, выходит за габариты при повороте руля. Или мне так показалось. Копчик затекает через час езды, начинаешь разминаться, непристойно вертеть задом. При том, что сидушка широкая и мягкая. Видел в магазине пневмонакладку на сидушку: асс-протектор, стоимостью 200 баксов. Я использую в машине подкладной резиновый круг с воздухом: не только перераспределяет давление, но и снимает вибрацию, идущую от кузова на позвоночник. А это - профилактика радикюля. Но 200 баксов я пожалел. Подставки под ноги заднего пассажира тоже вынесены вперед и не дают ему возможность привстать. Зато есть задняя прочная спинка, на которую можно полноценно опираться спиной, выгибаться и даже как-то класть голову. Тем более, что у нас был высокий задний кофр. Центр тяжести - низкий, до земли свободно достаю обеими ногами. Но с Люлей центр тяжести сразу поднимается, и на малых скоростях стремно маневрировать - ехать задом, разворачиваться. Пассажир всего на 10 см выше водителя, но очень заметно. На скорости, естественно, этого эффекта нет, там другая физика. Кстати, гироскопический эффект ощущается чуть не с первого оборота колес - они тяжелые, стальные, покрытые густо никелем. Вопрос дорог всегда волнителен. Можно ли дороге доверять, насколько она дружелюбна. И раньше приходилось видеть в Америке не очень ровное покрытие, но теперь могу сказать точно: есть и пучины и ямы. Мало, но есть. Ни разу не встретил ям с вертикальной стенкой, о которую ломаешь и резину и обод. Но тряхануть, пробить амортизатор до позвоночника может вполне. Нет, в нашем понимании, колейности и аквапларирования. Бывает, иногда, ведет колесо, но глубоких длинных, параллельных движению ям нет. И то - хорошо. Но ХД может быть как в городе, так и на хай вее, во всяком случае, 40-я дорога запомнилась своей зубодробительностью. Впрочем, с дорог 2-3 порядка мы не с'езжали и что там - не видели. Люки на полотне есть, их не много, но они тоже могут трясти. Открытых, кошмарных провалов, как у нас - не видел. Но я ехал в конце лета, как оно выглядит после зимы - не знаю. Многие дороги зимою закрыты или закрываются временно: об этом все время стоят предупреждения. Их особенно много на севере, вся 90-я дорога ими утыкана, везде на перевалах стоят знаки. И про скользко, и про обледенение мостов, и про непроездность, если горит и мигает сигал светофора. Порадовали знаки о необходимости стучать. И раньше были знаки про "не пей за рулем": надписи, пиктограммы. Но в Калифорнии проще: звонить о пьющем за рулем по номеру. Примерно аналогично - про мусорящего. Все-равно мусорят и окурки кидают - видели сами. Но массовости свинства нет и дороги сильно чище. Очень сильно. А ведь бытовой мусор из окна выстилает все наши обочины густо, превращается в маслянистую грязь, смешиваясь с глиной и песком, покрывает машины несмываемым слоем. Конечно, наш мотик тоже оказался под слоем, мух мы набили изрядно. Но с российской липким дерьмом - не сравнить. Что еще такого "общего" бросилось в глаза - отсутствие строек. Ни жилищного строительства, ни промышленного. Разве что в Санта Моника пара гостиниц за всю поездку. Видимо кризис пока еще дает себя знать. Зато полно ремонта дорог. И капитального, с новыми развязками или полосами, и косметического. Как известно в США дорожное строительство - это борьба с безработицей. У нас - исключительно освоение бюджетных денег. В карман. Очень много разрухи. Везде. Но где-то это частный сектор, а где-то - заводы и билдинги. И тут не только кризис – тут системные экономические процессы проглядывают. Не мне анализировать, но это – очевидно. И еще я подумал, глядя на население Америки, что их ближайшая головная боль - национальный вопрос, а конкретно - индейцы и латиноамериканцы. Последние лишь частично имеют индейскую кровь, но тем не менее могут претендовать на статус коренных жителей. Индейцы - судя по всему, большинство - еще и ничего не делают. Живут на пособия. Долго паразитировать трудно: куда-то эта масса народа качнется. Только вот куда? Об'единятся ли они с афроамериканцами, пострадавшими от рабства и которым Америка теперь "должна"? Или, наоборот, будут конфликтовать? Но тема эта есть, она нарастает. И угрозы тут больше, чем угроза китайского захвата страны. Хотя китайцы рвутся к образованию, им пока не грозят административные посты. А вот индейцам, в силу законодательства, администрировать очень даже приходится. Как пример - мотомекка Стурджис: там вожди племени всерьез пытались это действо запретить, так как рядом святые индейские места, дух предков, который нельзя беспокоить. Что-то решили, но вопрос остался. Последние сервис-подарки. Отшагали полторы мили до торговой плазы, там в Маршале задешево купили мне джинсы: всего за 25 долларов Левеса, прикинь, а? Пошли отметить в Лобстер-ресторан, замеченный накануне. Уелись морепродуктов, заказали такси. Ждем. Через пол-часа менеджер говорит, что такси уехало. Но ведь перед этим сказал, что оно подойдет в течении 30 минут. Вызываем вновь, еще раз, пятый. Проходит час и мы бредем обратно по пустынным улицам среди спящих бомжей. Уже собрались принять ванну, как выяснилось, что из номера исчезли все полотенца, кроме одного. И на том спасибо - могли бы и это забрать. Звонить на ресепшон не стали - время позднее, но осадок никуда не делся. Но последним аккордом поездки, все-таки, надо признать Письмо из Тексаса от нашего "брандмейстера-роккера" с которым познакомились мы во время песчаной бури в пустыне в местечке Мексиканская шляпа. Мы им дали Люлины координаты в фейсбуке, и вот он напомнил о себе, сделав текст на русском явно с помощью друга-гугла. Просит не забывать и приглашает к себе на ранчо еще раз, обещает какие-то машины, у него приятель владеет магазином харлея. И свое фото на фоне трайка и скал в пустыне. Очень трогательно! Ну и, конечно, слова благодарности Наташе Головановой, нашей туристической гуру, Игорю Опарину, обеспечившему нас сайтом, Андрею, помогавшему иногда этот сайт укрощать и вообще всякими советами, Наталии Бишеле, давшей наводки в последний момент на многие интересные точки, Алексею Карпову, следящему за поездкой и приключениями и делающим регулярные коррективы, моей дочери Вере, неожиданно включившейся в группу поддержки, встретившемуся неожиданно на дороге американскому парню, направившего нас в Стурджис (и ведь могли проехать мимо), группе роккеров-пожарных из Тексаса, Мире, приютившей нас в Нью Йорке и Мише, организовавшему встречу в аэропорту, следившими за нашим продвижением по континенту, Наде и Мерилин, переживавшим за нас и организовавшим теплую встречу в офисе ISPOR, Юре К, встретившего нас в Лос Анджелесе, да и многим другим, кто лайкал, писал теплые слова, слова поддержки в смс или в почту. Было приятно чувствовать себя не одиноко, среди прерий, гор и пустынь, а членами большого коллектива, пусть отчасти и виртуального, как говорится - плечо друга. До новых поездок. Точки в поисках справедливого здравоохранения пока нет.
Видеолекция ШКФ NEW

Смотреть видео »
Журнал
“Проблемы стандартизации в здравоохранении”
теперь доступен для загрузки!
Вступить в
члены Общества.
Примите участие в дискуссиях на нашем форуме.
Клиническая фармакология и фармакоэкономика.
Рецензирование проектов национальных стандартов

Вестник Московского городского научного общества терапевтов -
весь архив!
Заседания Высшей Школы Терапии МГНОТ.

Смотреть видео
New
Справочник лекарственных средств Формулярного     комитета 2010 NEW

Наиболее полная и достоверная информация по лекарствам для практикующих врачей – полностью бесплатно on-line!